«Родная» была написана в 1998 году на альбоме «Оружие» группы Калинов мост.
По случаю своего 18-летия «Родная» снова зазвучала во всех наушниках — теперь в исполнении Басты. На этот раз новые слушатели задаются вопросом: в чем же заключается смысл песни «Родная»
Это одна из самых известных песен Дмитрия Ревякина и группы Калинов Мост. Группа готовится к 30-летию коллектива, где свои каверы исполнят первые лица русского рок-движения — а учитывая дружбу Ревякина с 25/17 и выход кавера от Басты — то, скорее всего, и русского рэпа.
О чём эта песня
«Колорит песни говорит о том, что действие происходит в деревне. И это не только на Руси, но и в крестьянской общине.
Жена героя выходит замуж против его воли, но влюбленные не могут смириться с таким положением вещей и решают сбежать. Это песня о переживаниях героя в ночь перед бегством. Вступление «Ледяной водой разбуди меня, время уходить», — герой начинает рассказывать о своих планах уже с первой строчки. Прощаясь с семьей, он символически прощается с ней: просит отца «пояснить в путь», а мать – «не провожать». При этом надо сказать, что у славян пояс считался амулетом и был равным нательному православному кресту.
Для родителей это означает благословение, что полностью соответствует смыслу песни. А герой просит мать не провожать его потому, что он не любит мать. А во-вторых, он понимает, что мать будет рыдать, провожая сына навсегда. Ему и самому нелегко решиться на такой отчаянный шаг, и горе матери не поможет ему без сожаления расстаться с привычным миром крестьянской общины. И в-третьих, поскольку побег тайный, героям нет необходимости, чтобы кто-либо их видел. Их шансы на то, чтобы остаться незамеченными и не оставить следов выше.
А мать, которая проводит беглецов, будет скрыта от других. И поэтому герой и просит ее остаться дома. Все поклонники творчества группы «Калинов мост» и Басты, чьи разборы смысла песни «Родная» мне довелось прочитать, сходятся в том, что с героиней произошло несчастье. Это так? Некоторые считают, что она погибла, другие – что разлюбила героя. Я считаю, что девушку выдали замуж за нелицеприятного человека.
Воля. А с ним она, видимо, познакомилась недавно: «Рядом ты был, крылья сберегал». «Крылья» — это метафора девичьей невинности. А вот с этим у нее были проблемы – видимо, она была девушкой, которая хранила свою честь для своего любимого человека — возможно, это был главный герой. “Недоглядел”, — говорит герой, упуская возможность жениться на девушке. — «Косы плетет» – вот эта фраза, на мой взгляд, не нуждается в комментариях. Древний обычай русской свадьбы — расплести девичью косу и уложить волосы в женскую прическу. На свадьбе подруги невесты или жениха.
Другие женщины заплетали ее косу, а затем пели и оплакивали девическую. Найдите свою свободную жизнь. Затем, после того как она стала невестой, ей было запрещено носить косы – символ незамужней девушки. На мой взгляд, фраза «расплела косы» в песне «Родная» служит эвфемизмом для того, чтобы сказать, что девушка вышла замуж. И в заключение, эта фраза подтверждает строку «У семи дорог кто тебя замуж выдавал, с кем тебя венчал».
Из песни следует, что любимая девушка для героя роднее отца и матери, которых он решил оставить ради неё. Названия персонажей в тексте используются метафорами, подчеркивающими близость героев: «плуг и борона» (специально для городских жителей поясняю: это инструменты, которые использовали крестьяне для обработки земли). Пепел да зола.
Тем не менее, любовь героев обречена внутри того сообщества людей, которые их воспитали и дали им образование. При этом метафоры близости перетекают в другие, горестные: «из конца и начала до конца без края». Я считаю, что крохи это редкие мгновения, которые влюбленные могут провести наедине. Следующее повторение происходит уже с другим образом, “Из конца в конец без конца молвою”. Я думаю, что здесь речь идет о людской молве, то есть сплетнях. Герои догадываются или знают о связи между ними. Непросто им приходится среди других жителей общины. Все знают о их любви к друг другу, однако она остается тайной для других. Для нормального существования крестьянской общины единственный выход — смириться со своим новым положением и не думать о других. Герои решают нарушить правила общины, даже если это будет стоить им жизни.
Мы должны понимать, что для крестьянина выход из общины действительно означал смерть — если не физическую, то моральную. В современном обществе большинство людей еще не осознали себя как носителей индивидуального сознания, в традиционном же обществе основной формой сознания была коллективная. А внутри нее — одна-единственная совесть на всех. Поэтому герои, покидают свой прежний мир, не смогут найти себе место ни в каком другом. Как крестьяне могут сбежать? Им останется лишь вести уединенную жизнь в лесу или степи. В тексте песни появляются образы, связанные со смертностью. Смертельная смерть героя не пугает его, в отличие от перспективы навсегда остаться вдали от своей «родной» семьи. “Я знаю точно – ты со мной, родная, вместе в ад пойдем”, —
Говорит он. Он говорит, что. Он подводит итог: “Кто будет ставить крест на могилах нам?”? А вот и он, шаман. В данном случае я думаю, что под иноком здесь подразумевается не просто монах или отшельник из общинного монастыря. Он покинул мир общины для служения богу. И в то же время, шаман — это чуждый православному обществу язычник. У героя есть ощущение того, что эти образы ему близки.
Влюбленные не могут отказать в последней чести — поставить православный крест на их могилы, хотя с его точки зрения они грешники. Я думаю, что шаман — такой же бунтарь из их числа и разрывает связи с миром православных крестьян ради своих языческих убеждений. И это уважение к праху влюбленных он также будет уважать.
Смысл песни
по версии нейросети CHATGPT